Критерии налогообложения товаров и услуг

В соответствии с какими критериями формируется стоимость товара и услуг? И как эти факторы способны подействовать на процесс налогообложения?

Налогообложения товаров и услугПри проведении налогообложения традиционно применяется цена товаров или услуг, которую указали стороны, участвующие в проведении сделки. По умолчанию указанная цена соответствует рыночной стоимости товаров и услуг. Проверка корректности начисления цен на реализуемые организациями товары и услуги проводится соответствующими налоговыми службами в ходе контрольных мероприятий, призванных выявить те или иные экономические правонарушения.

Проверка налоговыми органами сделок возможна только в тех случаях, если сделки являются товарообменными или внешнеторговыми операциями. Также налоговые органы осуществляют контроль цен, товаров и услуг, используемых в ходе сделок, проводимых между взаимозависимыми лицами, или тогда, когда показатель стоимости повышается или понижается более чем на 20% без очевидных оснований. Если налоговые органы фиксируют резкое снижение стоимости товаров или услуг (свыше 20% от рыночной цены аналогичных предложений), принимается решение о повышении размеров налога до уровня аналогичных товаров или услуг со средней рыночной стоимостью.

Размеры рыночной цены определяются с учетом надбавок и скидок, установленных не взаимозависимыми лицами, занятыми реализацией товаров.

На величину стоимости товара в этом случае могут влиять:

  • сезонные скидки и понижение цен, вызванные снижением потребительского спроса на ту или иную категорию товаров;
  • скидки на товары, утратившие те или иные первоначальные качества и потребительские свойства;
  • скидки на товары с ограниченным сроком годности;
  • скидки, спровоцированные маркетинговой стратегией предприятия (например, при продвижении новых товаров, не имеющих аналогов на рынке, при реализации пилотных проектов, связанных с предоставлением новых услуг).

Цена товара или услуги признается рыночной в том случае, если она определятся взаимодействием спроса и предложения, характерных для рынка, где представлен ряд идентичных либо однородных товаров и услуг. Под термином «рынок товаров и услуг» принято понимать сферу обращения товаров, востребованность которых определяется привлекательностью предложения и возможностями покупателя. Термин «идентичность товара» означает товары и услуги с одинаковыми характеризующими их основными признаками. Определяя идентичность товаров, принято учитывать репутацию и марку бренда, качество изготовления и основные физические характеристики товаров. Определяя идентичность товаров, незначительные, преимущественно внешние различия можно не учитывать.

Если на рынке идентичные товары или услуги, необходимые для определения цены, отсутствуют, применяется метод последующей реализации. Таким же образом определяется рыночная цена, если достоверные информационные источники для ее определения отсутствуют. Метод последующей реализации предполагает то, что рыночная цена товара или услуги определяется величиной стоимости, по которой данные товары или услуги могли бы быть реализованы впоследствии.