В любой фирме и организации существуют устоявшиеся бизнес-процессы, слаженность работы и порядок. Выявление этих процессов, их очередности в обычной каждодневной деятельности предприятия – это и есть аудит бизнес-процессов. А собранные данные помогают оценить недостатки и достоинства данного предприятия.
Проведение аудита бизнес-процессов происходит по графику, который определяется согласованно. Исполнитель аудита регламентирует, фиксирует схему, по которой работает предприятие, дает необходимые рекомендации для эффективной работы и использования ресурсов, улучшения процессов работы.
Любое предприятие стремится к автоматизации, четкой и упорядоченной работе. Чтобы этого добиться, необходимо правильное и четкое функционирование каждой его части, работа по выверенной схеме, четкое и грамотное ведение бухгалтерии, соблюдение всех норм и порядка.
При глубоком анализе выявляются недостатки компании, поэтому аудит необходимо проводить периодически. Это позволит вовремя выявить и исправить ошибки.
Аудит бизнес-процессов происходит в три этапа
- Анализ внешней экономической среды. Сюда входит оценка тенденций в отрасли, общие бизнес-аспекты.
- На втором этапе происходит оценка инфраструктуры отрасли: конкурентоспособность предприятия, предполагаемые покупатели, рынок и позиции на нем. Исследование потребительского рынка – немаловажный пункт на данном этапе. Здесь стоит проанализировать две стороны взаимовлияния, ведь не только предприятие влияет на потребителя, предлагая свою продукцию или услуги, но и потребитель влияет на компанию, приобретая эти товары, тем самым удовлетворяя свои потребности.
Также на данном этапе необходимо оценить и проанализировать ситуацию с другими заинтересованными лицами в деятельности предприятия. Это люди, различными способами причастные к работе фирмы, получающие косвенную выгоду от компании – поставщики, акционеры, регулирующие органы и другие. - Заключительный этап – интеграция всех данных, собранных на первом и втором этапах. Необходимо оценить конкурентоспособность и место на рынке анализируемого предприятия, определить важные тенденции на рынке и их влияние на производство.
Далее проводится оценка и анализ самого предприятия.
Во-первых, выявление стратегии предприятия. Затем измерение устойчивости и жизнеспособности на рынке.
Далее идет определение бизнес-процессов (от этого напрямую зависит конкурентоспособность фирмы; это фактор, отличающий данную компанию на рынке от других фирм) и определение способностей сотрудников, которые должны не противоречить стратегии предприятия.
В-третьих, проверка распределения ресурсов на предприятии и выявление организационной структуры (соответствует ли она бизнес-идее, подходит ли для реализации определенной стратегии).
Затем необходимо определить культуру предприятия, ее влияние на конкурентоспособность.
И на заключительном этапе осуществляется интеграция выявленных элементов оценки предприятия.