Обязанность уплачивать налоги и сборы в государственный бюджет несут все работающие граждане РФ. Поведение налогоплательщика с позиции налогового органа оценивается по нескольким пунктам:
- постановка на учет при возникновении условий для налогообложения;
- учет доходов в установленном режиме;
- своевременная сдача отчетности;
- полное исполнение обязанностей по уплате начисленных налогов и сборов.
Исчисление и уплата налогов и сборов
Юридические лица исчисляют и уплачивают налоги самостоятельно. Передача обязанностей третьему лицу законодательством не предполагается. Случаи, когда такие действия возможны, регламентируются Налоговым кодексом.
К ним относится:
- уплата налога правопреемником при реорганизации;
- уплата налога законным или уполномоченным представителем
- уплата налога поручителем.
Таким образом, со стороны государства созданы все условия для того, чтобы налогоплательщик имел возможности исполнить свои обязанности в полном объеме и на добровольной основе.
Несмотря на это, налоговые службы постоянно занимаются взысканием задолженности. Причины неисполнения могут быть самые разные, начиная с непредставления отчетности, заканчивая мошенническими действиями, направленными на уклонение от уплаты.
Способы обеспечения
Залог имущества является одним из способов обеспечения исполнения налоговых обязанностей. Суть меры заключается в том, что между налогоплательщиком и налоговым органом заключается договор, на основании которого у государства появляется возможность компенсировать задолженность и начисленную пеню за счет стоимости залога, если будет признана неплатежеспособность первого.
Залоговым нельзя считать имущество, находящееся в залоге по другому договору. С момента подписания все действия в отношении предмета залога должны осуществляться только после согласования с залогодержателем.
Еще один способ – поручительство. Такая форма обеспечения предполагает, что в случае неуплаты в установленный срок налогов функции налогоплательщика возлагаются на организацию, принявшую их на себя.
Поручительство оформляется соответствующим договором. А его подписание налагает на поручителя те же обязанности, что и на его «подопечного». Если он их исполняет, то вправе требовать возмещения всех затрат, в том числе процентов на уплаченные суммы налогов.
Предполагается, что в качестве поручителя могут выступать сразу несколько физических или юридических лиц. Те же положения касаются и поручительства в отношении налоговых сборов.
Банковская гарантия обеспечивает налоговому органу исполнение обязательства путем возмещения налога и начисленной пени по требованию, выставленному им в письменной или электронной форме.
Начисление пени начинается со дня, следующего за днем окончания срока, установленного Налоговым кодексом для уплаты налогов и сборов за период. Независимо от того, кем и как будут в дальнейшем исполняться обязанности (залогом, поручителем или гарантом), основной платеж погашается в совокупности с пеней, начисленной за календарный день.
Данное требование в полной мере сопровождает просрочку платежей, связанных с налогообложением при осуществлении деятельности в рамках Таможенного Союза.
Пеня не начисляется в том случае, если налогоплательщик не мог исполнить обязательства вследствие наложения актом налогового органа ареста на его имущество и банковские счета.
В том случае, если налогоплательщиком получены письменные указания для внесения изменений в расчет налоговых платежей от уполномоченных на то государственных органов или их представителей, пеня не начисляется. Чтобы воспользоваться этим правом, налогоплательщик должен иметь на руках документ, оформленный и подписанный в соответствии с установленными нормами.
Подача заявления об отсрочке платежей не избавляет налогоплательщика от обязанности уплачивать пеню, которая начисляется в процентном соотношении к сумме недоимки.
В отношении принудительного взыскания пени применяются нормы, тождественные неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей.
Приостановление расходных операций по банковским и электронным счетам предполагает ограничение расходования денежных средств до тех пор, пока не будут погашены все недоимки в бюджет, включая пени и штрафы.
Ограничение не распространяется на те операции, которыми обеспечивается целевое назначение платежа (налоги).
Основанием для приостановления операций по счету является акт руководителя налогового органа, направленный в адрес руководства банка. Данная мера может вступить в силу только после отправки уведомления налогоплательщику и окончания срока добровольного исполнения обязанностей по платежам.
Ограничение расходных операций может быть санкционировано и в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней после окончания срока ее подачи.
В течение одного дня с момента принятия решения в адрес банка высылается электронное уведомление на прекращение расходных операций налогоплательщика.
Ограничения должны быть сняты не позднее одного дня после подачи декларации, о чем также сообщается посредством электронной связи.
Банк по требованию налогового органа обязан отчитаться:
- о наличии расчетных счетов и размере денежных средств, находящихся на них;
- о выполнении требования о прекращении расходных операций.
При невозможности обеспечения обязанности по уплате налогов с помощью списания средств с текущих счетов применяется арест имущества.
Наложение ареста производится только с санкции прокурора, которая выносится и в том случае, если у налогового и таможенного органа есть основания полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры для сокрытия имущества.
Для обеспечения исполнения обязанностей применяется частичный и полный арест имущества. В первом случае налогоплательщик вправе распоряжаться имуществом, владеть им и пользоваться под контролем налогового органа. Во втором – не вправе распоряжаться, но имеет возможность пользоваться и владеть в рамках, предоставленных уполномоченным государственным органом.