Как обеспечивается защита прав налогоплательщиков и плательщиков сборов
Налогоплательщики и плательщики сборов — это юридические и физические лица, на которых Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает обязанности по уплате налогов или сборов. Эти обязанности выполняют и филиалы, иные обособленные подразделения организаций — по месту их нахождения, в порядке, предусмотренном частью второй Федерального закона.
Законодательством определено, что взаимозависимыми признаются лица, способные оказывать влияние на решения, принимаемые другой стороной сделки. Эти решения могут оказать влияние на результаты экономической деятельности партнеров, а также на особенности условий договоров, заключаемых между ними.
Федеральный закон значительно расширил перечень взаимозависимых лиц для упрощения возможных судебных споров. Но по тем сделкам, доходы или (и) расходы по которым признаны до вступления в силу данного закона, перечень взаимозависимых лиц остается прежним:
- юридическое лицо, непосредственно или косвенно участвующее в другой организации, при доле участия более 20 процентов. Если одна организация участвует в другой косвенно, через посредство других юридических лиц, то долю этого участия рассчитывают, учитывая доли всей цепочки организаций-участников, в соответствии с положениями п. 1 в ред. Федерального закона;
- у физических лиц взаимозависимыми считаются все, обязанные подчиняться иному физическому лицу по должностному положению;
- члены семьи: супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные, попечители и опекаемые, а также лица, состоящие в иных отношениях родства или свойства.
Реальные ситуации экономических и другого рода отношений могут выйти за рамки описанных законом алгоритмов. Тогда признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может признать суд. Для этого судебные органы обязаны найти доказательства влияния отношений между этими лицами на итоги экономических сделок.
Обязанности и права налогоплательщиков
Все права, которые налогоплательщикам гарантирует законодательство, в равной степени распространяются и на плательщиков сборов.
Налогоплательщики и плательщиков сборов имеют право:
- получать от налоговых органов максимально полную бесплатную информацию (по месту своего учета) о правах и обязанностях налогоплательщиков;
о действующих налогах и сборах и порядке их исчисления;
об изменениях в налоговом законодательстве и о появлении соответствующих разъяснительных нормативных правовых актов;
о полномочиях налоговых органов; - от налоговых органов получать типовые формы налоговых расчетов и деклараций, дополненные разъяснениями о порядке их заполнения;
налоговые уведомления и требования об уплате налогов; - получать аналогичные разъяснения и помощь в полном объеме от Министерства финансов Российской Федерации, а также от соответствующих финансовых организаций на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, уточняющие местные особенности налогообразования;
- на использование налоговые льготы; зачет или возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пени, штрафов; получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита (если эти преференции предусмотрены законодательством);
- совместной с налоговыми органами проводить сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, получать по их итогам официальные акты;
- присутствовать при проведении выездных налоговых проверок; получать копии актов и решений по их итогам; участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки; представлять налоговым органам необходимые пояснения по актам проверок, а также по другим аспектам исчисления и уплаты налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства, а в случае неправомерности действий налоговиков, не выполнять эти незаконные требования, обжаловать их в установленном законом порядке;
- требовать возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (актами) налоговых органов;
- представлять свои интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не только лично, но и через своего представителя;
- требовать от всех участников налоговых отношений сохранения налоговой тайны.
Самостоятельно разобраться в деталях этих и иных положений законодательства в части своих прав налогоплательщик может, изучив соответствующие пункты статей Федеральных законов.
Участники договорных отношений имеют право обжаловать действия либо бездействие налоговых органов в установленном законом порядке, вплоть до обращения в суд.
Налоговый кодекс и ряд других федеральных законов определяют порядок защиты прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов. На практике обеспечивать соблюдение этих прав обязаны должностные лица налоговых органов или иных организаций, наделенных соответствующими полномочиями. Если эти обязанности не выполняются либо исполняются в ненадлежащем объеме, ответственные лица и организации понесут ответственность в соответствии с существующим законодательством.
Защищать свои права налогоплательщики и плательщики сборов могут как в административном, так и в судебном порядке.
Гарантии этой защищенности прописаны в ред. Федеральных законов.
Главная обязанность налогоплательщика — это своевременная уплата установленных налогов. Для этого он должен вести учет своих объектов налогообложения, доходов и расходов; встать на учет в налоговой инспекции (если для этой категории плательщика предусмотрена законом такая обязанность); представлять налоговые декларации или расчеты в налоговый орган по месту учета.
Кроме этого, налогоплательщик также обязан:
- предоставлять по требованию налоговых органов (в оговоренных Кодексом случаях) документы, которые необходимы для исчисления налогов;
- хранить в течение 4 лет данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, требующиеся для исчисления и уплаты налогов (документы, о получении доходов, осуществлении расходов, об уплате налогов и др.);
- устранять по требованию налоговых органов выявленные нарушения налогового законодательства;
- не препятствовать должностным лицам налоговых органов выполнять их служебные обязанности.
Если налогоплательщик уплачивает налоги в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза, к его обязанностям добавляются положения, зафиксированные в законодательстве Российской Федерации о таможенном деле и аналогичных правовых актах Таможенного союза.
Плательщики сборов несут обязанности по своевременной и полной оплате законно установленных сборов.
Плательщики налогов и сборов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение данных обязанностей либо за их ненадлежащее исполнение.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, помимо общих обязанностей, описанных выше, имеют и свои специфические. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, должны представлять в налоговый орган по месту жительства по его запросу книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также годовую бухгалтерскую/финансовую отчетность (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года).
Организации, освобожденные от этой обязанности, перечислены в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать в соответствующий налоговый орган об открытии/закрытии счетов, нужных для осуществления профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия/закрытия этих счетов.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели также обязаны, в соответствии с Федеральным законом, сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя:
- об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов): в течение семи дней со дня их открытия/закрытия;
- об участии в иностранных организациях, а также в российских (за исключением участия в хозяйственных товариществах и ООО), не позднее одного месяца с даты начала этого участия;
- если возникает или прекращается право на использование корпоративных электронных средства платежа для операций с электронными деньгами, в течение семи дней со даты возникновения/прекращения права;
- если создается обособленное подразделение российской организации, в течение одного месяца с момента его создания; когда происходят изменения в ранее сообщенных в налоговый орган сведениях об обособленных подразделениях, в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения. Касается это правило обособленных подразделений, которые созданы на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).
- обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации: в течение трех дней.
Если законом не оговорено иное, сообщения можно представить в налоговый орган лично или через представителя, направлять заказным письмом по почте или передавать в электронной форме по предусмотренным каналам связи.
Для сообщений, которые отправляются в электронной форме, обязательно требование заверять их электронной подписью отправителя, причем, усиленной квалифицированной подписью. Вариант: заверить письмо можно усиленной квалифицированной электронной подписью представителя.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов, утверждают порядок заполнения форм данный сообщений (как на бумажном носителе, так и в электронной форме), представляют и сами образцы и форматы сообщений.
Индивидуальные предприниматели, а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, выбирающие электронную форму отправки сообщений в налоговые органы, по телекоммуникационным каналам связи, должны ознакомиться с порядком представления сообщений, утвержденным федеральным органом исполнительной власти либо уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При возникновении вопросов о порядке, форме составления сообщений в налоговые органы можно найти разъяснения в Федеральном законе. Либо обратиться за консультацией в налоговый орган по месту регистрации.