Некорректное ведение бухгалтерского и налогового учета, частичное или полное его отсутствие, утрата первичных документов и баз данных практически всегда ставят компанию или организацию на грань катастрофы: огромные штрафы или прекращения деятельности. И если вовремя не спохватиться и не провести восстановление, можно потерять бизнес и понести большие убытки.
Когда требуется восстановить учет
Причины, по которым учет необходимо восстанавливать, могут быть различными:
- некомпетентность и недобросовестность ответственных за бухгалтерию лиц;
- частая смена бухгалтеров;
- недостаточный контроль управленческого учета;
- отсутствие или утрата регистров первичных документов;
- использование нелицензированного бухгалтерского ПО;
- недостаточный контроль руководства над работой бухгалтеров.
Какова бы ни была причина бедствия, устранять ее надо срочно. К восстановлению учета необходимо привлечь независимых аудиторов и бухгалтеров, которых можно найти в специализированных компаниях.
Аудиторские услуги выявят ошибки в учете
Первым шагом в восстановлении учета становится его полный аудит, во время которого бухгалтеры оказывают аудиторские услуги проверяя каждый участок учета – от первичных документов до всех видов отчетности. В процессе проверки выявляются узкие места: отсутствие первички, регистров, неверные проводки, ошибки в кассовых операциях, несоответствие законодательным нормам и другие неприятности.
На основе полученных данных проверяющие составляют первичное заключение с перечислением всех найденных ошибок, определяют стратегию восстановления учета, порядок и последовательность проведения работ.
Заказчик и исполнитель подписывают договор об оказании услуг, в котором четко прописываются объем и сроки проведения восстановительных работ, корректировка учета и отчетности прошлых периодов, полнота проводимых мероприятий по восстановлению и дата представления заключения о проделанной работе.
Как проходит восстановление учета
Во время полного восстановления учета:
- проверяется наличие первичных документов, их корректировка и правильность отражения в регистрах;
- неправильно оформленные и недостающие документы исправляются и заменяются;
- производится корректировка изначальных данных;
- в регистры и отчетные документы вносятся соответствующие исправления.
В процессе восстановления бухгалтеры и аудиторы направляют запросы контрагентам заказчика с просьбой предоставить дубликаты утраченных документов, а также обращаются в банки, чтобы получить дубликаты платежек и выписок по счетам.
В процессе восстановления учета в некоторых случаях необходимо проводить инвентаризацию основных фондов, производственных остатков, материальных ресурсов и нематериальных активов, бракованной продукции и т.п.
Проводится также инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, расчетов с бюджетом, налоговой инспекцией и фондами, контрагентами.
В завершение процесса восстановления учета полностью корректируются все виды отчетности и проводятся мероприятия по доплате недоимок по налогам или возврату излишне уплаченных авансов.
Заказчик получает детальный отчет о восстановлении бухгалтерского и налогового учета с перечнем всех выявленных ошибок, а также с рекомендациями по дальнейшему ведению правильного учета.
Объемная и сложная работа по восстановлению учета требует высокой квалификации, значительного количества времени и специальных знаний. Поэтому компания «Консалтинг Премиум» предлагает выполнить все необходимые мероприятия силами своего высококвалифицированного персонала.