Необходимость ведения налогового учета предусмотрена статьей 25 Налогового кодекса. В соответствии с этим документом, организации обязаны осуществлять ведение не только бухгалтерского, но и налогового учета. Последний необходим для корректного исчисления налоговой базы и обеспечения внешнего контроля за деятельностью налогоплательщика.
Построение налогового учета
Налоговый учет как и любой другой вид учета, должен строиться на основе законодательных норм. При составлении этого документа, стоит быть особенно внимательным, так как минимальный срок действия утверждённой налоговой политики составляет 12 месяцев (календарный год). До истечение этого срока внести коррективы невозможно. Ответственность за составление и исполнение положений налоговой политики возлагается на главного бухгалтера. В компетенции этого специалиста составить учет таким образом, чтобы с одной стороны полностью соблюсти законодательство, а с другой — обеспечить максимально выгодные условия для компании как для налогового агента.
Способы ведения налогового учета
Существует несколько подходов к ведению налогового учета. Самый радикальный способ заключается в том, что налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского. Наиболее распространен такой метод на крупных предприятиях, в которых расчет налога на прибыль организован очень сложно. Ведением налогового учета в таком случае занимается отдельное подразделение. Все доходы и расходы аккумулируются в единой базе, не имеющей отношения к бухгалтерскому учету. Второй способ заключается в том, что налоговый учет ведется вместо бухгалтерского. Он идеально подходит для небольших организаций, которые не берут кредитов и не имеют инвесторов, иными словами никуда не предоставляют бухгалтерскую отчетность. Единственное предназначение учета — расчет налоговой базы. В соответствии с третьим способом, налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского. Вся информация аккумулируется одной базе. Для более точного отражения, бухгалтерский учет адаптируется под налоговый, однако, сохраняется возможность выгрузки данных отдельно по каждому виду учета. При проведении документов в программе, бухгалтер делает отметки в графах — отражать в налоговом и бухгалтерском учете и все доходы и расходы распределяются по счетам.