Налоговые органы и их права
- Налоговые органы, в соответствии с налоговым законодательством, утвержденным как государственными органами, так и органами местного самоуправления, в настоящее время вправе:
- требовать от налоговых агентов и от плательщиков налоговых сборов документов по форматам или формам в электронном виде, подтверждающих корректность начисления и правильность уплаты налогов;
- производить проверки в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом РФ;
- изымать документацию, свидетельствующую о работе предприятия, если возникают предположения, что эти сведения впоследствии могут быть сокрыты или изменены недобросовестным налогоплательщиком;
- требовать от налоговых агентов или налогоплательщиков дачи объяснений по факту оплаты или неуплаты налоговых сборов (дача объяснений проводится непосредственно в налоговых органах, куда необходимо явиться по уведомлению);
- принимать решение о прекращении операций по счетам налоговых агентов или налогоплательщиков в банковских учреждениях либо производить арест имущества налогоплательщиков в соответствии с НК РФ;
- осматривать и инвентаризировать имущество налогоплательщика, которое может быть использовано для содержания объектов налогообложения или для получения доходов (процедура осмотра и инвентаризации имущества осуществляется в соответствии со статьей 92 НК РФ);
- устанавливать сумму налоговых выплат применительно к налогоплательщикам на основе информации непосредственно о налогоплательщике или на основе информации, актуальной для аналогичных налоговых агентов, если информация о конкретном юридическом лице не может быть получена;
- требовать от налоговых агентов и налогоплательщиков своевременного устранения выявленного нарушения налогового законодательства и контролировать корректность выполнения данных требований;
- проводить взыскание недоимок, а также штрафов, процентов и пени в том случае, если это установлено НК РФ;
- получать в банках подтверждение факта списания со счета налогового агента или налогоплательщика, а также списания с корреспондентских счетов банков налоговых сумм, штрафов, сборов, пеней с последующим перечислением этих средств в бюджет Российской Федерации;
- проводить налоговый контроль с привлечением экспертов и различных специалистов, чья компетенция может оказаться полезной;
- привлекать свидетелей, располагающих сведениями, имеющими значение для реализации контроля;
- ходатайствовать о приостановлении или аннулировании действия лицензий на проведение коммерческой деятельности, выданных тем или иным юридическим и физическим лицам;
- подавать в арбитражные суды или суды общей юрисдикции иски:
- о расторжении договора инвестиционного налогового кредитования в досрочном порядке;
- о взыскании штрафов, недоимок и пеней за правонарушения, предусмотренные НК РФ;
- о возмещении ущерба, который был причинен неправомерными действиями банка в ходе списания сумм со счетов налогоплательщика, проводимого после принятия решения налоговыми органами;
- о прекращении операций с налогоплательщиком.
- Налоговые органы также осуществляют иные права, предусмотренные нормами НК РФ.
- В том случае, если решение, принятое налоговыми органами, противоречит законодательным нормам, оно может быть пересмотрено или отменено вышестоящими налоговыми органами.
- Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вправе утверждать формы и форматы документов, предусмотренные НК РФ и используемые налоговыми органами для работы с налоговыми агентами и налогоплательщиками, а следовательно, и электронными документами, требуемыми для регулирования этих отношений. Налоговые органы вправе регламентировать порядок заполнения направления и получения форм указанных документов.Если порядок предоставления и передачи вышеуказанных документов не регламентируется отдельными предписаниями НК РФ, они могут быть переданы налоговым органом непосредственно тому лицу, которому они адресованы, или на основании расписки представителю этого лица.Лица, обязанные, в соответствии с Налоговым кодексом, представлять налоговый расчет (декларацию) в электронной форме, могут предоставить эти документы в налоговые органы посредством телекоммуникационных каналов связи. Если документ направляется налоговым органам заказным письмом по почте, датой получения принято считать шестой день с момента отправки письма.
- Документы, используемые налоговыми органами в ходе процессов, регламентированных соответствующими законодательными актами, могут быть высланы по почте следующим категориям налогоплательщиков:
-
- отечественным организациям или их представительствам по юридическому адресу или месту расположения, согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц;
- иностранным организациям по юридическому адресу или месту деятельности, зарегистрированному на территории РФ, согласно информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам и физическим лицам –представителям различных форм бизнеса, как по налоговому адресу, так и по месту жительства, согласно информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Налоговые органы вправе требовать предоставления сведений о расположении налогоплательщика. Эти сведения должны быть предоставлены налогоплательщиком в форме заявления, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, располагающим полномочиями, достаточными для надзора и контроля в области налоговых сборов.