Создание сайта в Интернете стало насущной необходимостью в бизнесе для рекламы своей продукции, товаров и услуг, расширения покупательской и клиентской базы, партнерских связей, интернет-торговли и эффективного маркетинга. В большинстве случаев такой сайт представляет собой не дешевый одностраничник, а полноценный информационный ресурс. Расходы по его созданию, обновлению и хостингу достаточно велики и должны быть правильно отражены в бухгалтерском учете компании.
Способ налогового и бухгалтерского учета этих расходов зависит от того, владеет ли компания сайтом как объектом авторского права, а также от того, какова задача сайта – реклама или средство осуществления профильной деятельности. Юридический статус сайта как объекта интеллектуальной собственности может принимать разные формы.
О правах на сайт
Организация может получить имущественные права на сайт по Закону об авторском праве, заключив авторский договор с его создателем. В этом случае право пользования для компании ограничивается сроком договора (как правило, 5 лет), а в договоре указываются конкретные имущественные права, полученные организацией. Если права не являются исключительными, первоначальные затраты отражаются на счете 97 как расходы будущих периодов и списываются равномерно в течение срока договора.
Исключительные права на сайт передаются заказчику автором по договору заказа, и в этом случае компания получает неограниченные возможности пользования, а сам автор их лишается. Права должны быть официально зарегистрированы, и расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете как нематериальный актив. Затраты по созданию сайта учитываются как первоначальная стоимость НМА без включения в нее НДС. В них входит оплата работы программистов, затраченные материальные ресурсы, оплата патентных пошлин, услуги третьих лиц или других организаций и т.д.
Необходимо также рассчитать срок полезного использования сайта для исчисления амортизации, но это не всегда возможно, поэтому ПБУ устанавливает условный срок – 20 лет, но не больше срока функционирования самой организации.
Сайт принимается к учету с момента размещения его в Интернете. Амортизация начисляется с 1 числа следующего месяца.
Налоговый учет расходов
Если компания зарегистрировала исключительные права на сайт, он учитывается как НМА. Налогооблагаемая база рассчитывается как сумма фактических расходов на его создание и расходов по доведению до рабочего состояния минус НДС и акцизы.
Если сайт используется в производственных целях (например, интернет-магазин), то налогооблагаемая база рассчитывается по мере начисления амортизации.
Если сайт предназначен только для рекламирования деятельности компании, его амортизация включается в налогооблагаемую базу прибыли как расходы на рекламу и уменьшает ее. Суммы амортизации учитываются как рекламные расходы на счетах затрат по основным видам деятельности компании.