Камеральные проверки организаций

При осуществлении налогового контроля в территориальных налоговых органах возникают рабочие вопросы, ответы на которые мы и подготовили.

Вопрос: Правомерно ли требование налогового органа при осуществлении камеральной проверки декларации, касающейся налога на добавочную стоимость, представить дополнительный перечень документов, которые, как нам известно, прямо не указаны в Налоговом кодексе как обязательные для предоставления права на налоговый вычет? А именно: договора с поставщиками и покупателями, выданные счета-фактуры, банковские выписки, подтверждающие оплату, регистры бухучета с отображением всех уровней аналитики, а также расшифровку отдельных строк, указанных в декларации.

Ответ: В соответствии с 88 статьей Налогового кодекса, ее первым пунктом, при проведении камеральной проверки необходимо представить список документов, которые необходимо прикладывать к налоговой декларации, а также другие документы, которые свидетельствуют о деятельности налогоплательщика. В 7 пункте этой же статьи оговорено, что налоговый орган не имеет права требовать дополнительные документы, если эти требования не подпадают под основание статьи 88 и они не предусмотрены к обязательной подаче вместе с декларацией. Если подается декларация на НДС, то налоговый орган в соответствии со статьей 172 может потребовать дополнительные документы, подтверждающие законность налоговых вычетов.


Вопрос: Расскажите о сроках и порядке проведения камеральных проверок.

Ответ: Налоговая камеральная проверка проводится налоговым органом в течение трех месяцев, с первого дня получения ею налоговой декларации и по документам, обязательным к представлению вместе с этой декларацией. Она не может быть проведена до момента получения декларации или расчета по налогам. Максимальный срок, в который должна быть проведена камеральная проверка, составляет три месяца, и в акте должны быть указаны сроки ее начала и окончания. Хотя она может различаться с датой отправки по почте налоговой декларации, что не является нарушением закона, части 100 статьи, 3 пункта.


Вопрос: Правомерно ли требование налогового органа во время проведения камеральной проверки индивидуального предпринимателя, который использует налоговую схему УСН-доходы, представить все первичные документы, их копии за 2011 год?

Ответ: Порядок представления декларации по УСН урегулирован статьей 346.23 Налогового кодекса, и представление первичных документов вместе с ней не предусмотрено статьей 26.2.

Если в ходе камеральной проверки налоговый орган обнаружил ошибки в декларации, расчетах или неверные сведения, указывающие на явные расхождения с имеющимися документами, полученными в ходе налогового контроля, то об этом обязательно должно быть сообщено налогоплательщику, и в соответствии со статьей 88, 3 и 4 пунктом, налоговый орган имеет право потребовать представить пояснения или внести корректировки в отчетность в установленные сроки. Чтобы доказать свою правоту, налогоплательщик имеет право представить любые бухгалтерские документы, если же ошибок выявлено не было, то требования представить первичные документы незаконны.


Вопрос: Правомерны ли требования налогового органа представить аналитические справки или отчеты налогоплательщика, которые нельзя считать первичной документацией?

Ответ: Порядок и перечень документов, необходимых для представления в налоговый орган, оговорен в 31 статье Налогового законодательства, к которым относятся документы, являющиеся основанием для начисления и удержания налогов, а также документы, подтверждающие правильность этих расчетов, это в первую очередь первичные документы организации. Поэтому требование представить аналитические справки или отчеты, не относящиеся к первичным документам, неправомерно.


Вопрос: Какие сведения нужно отразить в декларации при применении нулевой ставки НДС во время экспортных операций?

Ответ: Реестр таможенных деклараций является документальным подтверждением нулевой ставки НДС во время осуществления экспортных операций. Он должен содержать точные сведения о количестве товара, который был вывезен за пределы нашей страны, в точном соответствии с существующими таможенными законами. Эти сведения позволят налоговым органам отследить применение нулевой ставки налога, чтобы не допустить неправомерное ее применение.