Понятие «налоговый учет» подразумевает под собой комплексную деятельность по сбору, анализу информации, необходимой для последующего определения налоговой нагрузки на фирму. Исходя из этой формулировки, главная цель налогового учета сводится к получению полного представления о том, каким образом учтена каждая из хозяйственных и торговых операций в организации или на предприятии для целей налогообложения.
Выделяются 2 формы ведения фирмой налогового учета, среди которых первая строится на основе бухгалтерских документов, а вторая предполагает самостоятельный налоговый учет, предпочтительный в некоторых случаях. Вне зависимости от способа ведения учета должна создаваться полная и достоверная картина того, что происходит на предприятии с финансами. Среди определяемых вопросов присутствует схема определения доходов и расходов компании; установление доли расходов, учитываемых с целями налогообложения; процесс формирования суммы резерва; размеры задолженности перед бюджетом, расчет остатков расходов, подлежащих отнесению в статью расходов на предстоящий отчетный период.
К подтверждениям сведений налогового учета относятся первичная учетная документация организации, аналитические регистры по налоговому учету и дополняющий первые 2 позиции расчет налоговой базы. Современные аналитические регистры являются сводными типами форм, предназначенных для систематизации данных учета за отчетный период. В данном случае сведения не распределяются по конкретным счетам налогового учета. Целью создания регистров является систематизация и последующее накопление информации из принятых к учету первичных документов, а также аналитических данных учета для возможности отображения в расчете налоговой базы.
Все сведения налогового учета призваны отражать объекты бухгалтерского учета для каждой из целей налогообложения в хронологическом порядке и непрерывно. При этом формы регистров, порядок отражения в них сведений первичных учетных документов и аналитических данных налогоплательщик разрабатывает самостоятельно, путем установления приложений к учетной политике компании.
Законодательно определены обязательные реквизиты для форм регистров, среди которых наименование регистра, дата составления, а также измерители каждой из операций в денежном и по возможности натуральном выражении. Все сведения налогового учета фиксируются в справках бухгалтера, таблицах или других документах налогоплательщика, созданных для группировки информации об объектах налогообложения.
В свою очередь составление расчета налоговой базы в отчетном периоде осуществляется при соблюдении соответствующих законодательных норм налогоплательщиком самостоятельно.
Вопросы по управлению каждым из налогов состоят в тесной связи с деятельностью бухгалтера по общему учету. Потому ведение налогового учета, основанного на бухгалтерском, является целесообразным, а для осуществления налогового менеджмента оптимальным станет приглашение сотрудников широкой квалификации.