Списание товаров означает их выбытие, снятие с балансового учета, перевод их в категорию убытков. Операция списания применяется к непригодным к эксплуатации товарам, отслужившим свой срок, испорченным, бракованным, морально устаревшим.
Порядок списания
Любое снятие продукции с баланса начинается с приказа руководства о проведении инвентаризации. Назначается инвентаризационная комиссия, состоящая из материально ответственных сотрудников. Они исследуют товары и устанавливают причины, по которым их следует списать, и возможно ли использовать их в каких-то других целях.
По результатам работы комиссии составляется акт о списании, его подписывает руководитель предприятия. При необходимости назначается комиссия по утилизации, если это списанные продукты питания, которые могут использоваться на корм сельскохозяйственным животным, или производственные отходы, которые надо утилизировать без вреда для людей и окружающей среды. При списании продовольственных товаров учитываются нормы естественной убыли.
Как делать проводки
Бухгалтерские проводки зависят от причины и характера списания товаров.
- Списание при выбытии товара как рекламных образцов или отданных на рекламную акцию:
— дебет 44 (расходы на продажу)
– кредит 41 (товары).
Дата проводки должна быть идентична указанной в накладной дате передачи товаров. - Списание при передаче товаров на нужды предприятия (например, моющих средств):
— дебет 26 (общехозяйственные расходы)
– кредит 41.
Проводка сопровождается соответствующей накладной, ее дата совпадает с датой передачи товаров на собственные нужды. - Списание себестоимости товара при реализации:
— дебет 90 (себестоимость)
– кредит 41.
Дата проводки равна дате реализации в накладной. - Списание устаревших и испорченных товаров:
— дебет 94
– кредит 41. - Если установлен виновный в порче товара:
— дебет 73
– кредит 74. - Проводка по удержанию из его зарплаты
– дебет 73
– кредит 94. - Если он не обнаружен
– дебет 91
– кредит 94. - Проводка по нормам естественной убыли:
— дебет 44
– кредит 94.
При выбытии товаров с целью продажи, а также в производство делаются следующие проводки:
- по фактической себестоимости в основное и вспомогательное производство: дебет 20 и 23 – кредит 10;
- на общепроизводственные цели: дебет 25 – кредит 10;
- на общехозяйственные цели: дебет 26 – кредит 10;
- по фактической себестоимости товары, предназначенные для исправления брака: дебет 28 – кредит 10;
- списанные во время продажи для содержания торговых площадей: дебет 22 – кредит 10;
- отгрузка материалов на сторону: дебет 45 – кредит 10;
- списание сверх норм естественной убыли: дебет 91 – кредит 44;
- в случае стихийных бедствий: дебет 99 – кредит 10;
- списание товаров, переданных головной организацией обособленным подразделениям на их собственный баланс: дебет 79.1 – кредит 10.
Это перечень основных проводок по списанию, каждая из них должна сопровождаться документальным подтверждением: актами списания, накладными, счетами-фактурами, бухгалтерскими справками, кассовыми ордерами, лимитно-заборными картами.