Письмо в Министерство Финансов РФ по вопросу расходов на аудиторские услуги консолидированной отчетности.
Вопрос: Наша коммерческая организация ООО является дочерним предприятием от ОАО, причем уставной капитал составляет 100%. Мы не относимся к организациям, указанным во второй статье, первой части Федерального закона № 208-ФЗ от 27 июля 2010 года, регулирующего такое понятие, как консолидированная финансовая отчетность, к которым можно отнести:
- кредитные учреждения;
- страховые компании;
- другие виды организаций, которые имеют право торговать ценными бумагами на фондовых биржах, а также организаторов торговли на таких биржах.
С учетом второй части этого закона нашими учредительными документами не было предусмотрено предоставление, а также публикация консолидированной финансовой отчетности. Наше головное предприятие ОАО является кредитной организацией и обязано предоставлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с действующим законодательством. Мы, в свою очередь, как ООО составили отчетность, руководствуясь правилами МФСО, и расходы на аудит консолидированной отчетности легли на наши плечи, о чем свидетельствует основание решения единственного участника.
Может ли наше ООО указать расходы на аудит консолидированной отчетности, которая была составлена по МСФО, для целей налога на прибыль?
Ответ: Министерство Финансов РФ Исходящее письмо № 03-03-06/1/462 от 4. 09. 2012 года
Департамент таможенно-тарифной и налоговой политики внимательно изучил ваше письмо по вопросу включения расходов на аудиторские услуги в цели налогообложения прибыли и может сообщить, что в соответствии с 264 статьей Налогового кодекса РФ, а именно пунктом 1 и 17, определено, что к прочим расходам, которые подлежат налогообложению прибыли и связаны с ведением производства, относятся и расходы на аудиторские услуги.
Другой же Федеральный закон № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года в части статьи 1 пункта 3 «Об аудиторской деятельности» поясняет, что аудит является независимой финансовой проверкой бухгалтерской отчетности, которая проводится для подтверждения достоверности сведений, предоставленных в отчетности. Подпадающей под Федеральный закон № 307 можно считать всю бухгалтерскую отчетность, которая определена в Федеральном законе № 129 от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете», а также иная, сходная по составу бухгалтерская отчетность, определенная другими федеральными законами. Если учитывать все существующие положения, то пункты, оговоренные в 264 статье Налогового кодекса, не могут быть распространены на аудиторские услуги, которые оказаны по международным стандартам проведения аудита финансовой отчетности. Вместе с тем другая статья Налогового кодекса, а именно 252, гласит, что расходами, подлежащими включению в цели налогообложения на прибыль, признаются документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты, которые понес налогоплательщик. Все экономически обоснованные затраты можно выразить через их оценку, представленную в денежной форме.
Любые затраты, направленные на необходимую хозяйственную деятельность для получения дохода, можно признать расходами. Другие же расходы, которые также связаны с хозяйственной деятельностью, реализацией продукции или ее производством, перечень которых есть в 264 статье, первом пункте, 49 подпункте, считаются открытыми.
Иначе говоря, расходы на аудит, проведенный по международным стандартам МСФО, можно учесть в целях налогообложения на прибыль наравне с иными расходами, связанными с ведением производственной деятельности организации, оговоренными в 264 статье Налогового кодекса, если они не противоречат требованиям, указанным в статье 252 Налогового кодекса.